Раиса Ипатова

 

 

 

 

Небо поэта

 

О «Строфах» Леонида Козыря

 

В 2005 году, юбилейном для Леонида Ивановича (семьдесят пятый день рождения и десятилетие со дня смерти), под редакцией Николая Илькевича в библиотеке журнала «Годы» вышла книга, о которой Козырь мечтал всю жизнь.

Слова принадлежат не только поэтам. Но лишь поэт воспринимает музыку, цвет и запах слов. Природа для Леонида Ивановича Козыря не ограничивалась озерами, деревьями, птицами. Главное – это небо, в которое он смотрел, чтобы потом и земное видеть иначе. Поэт не верил в исключительность землян, поскольку знал, что за пределами нашей планеты есть жизнь. Жизнь, не видимая для нас и абсолютно реальная для него.

Бывший летчик и интеллектуал, Леонид Козырь был прекрасно осведомлен о космических процессах. Его космос – живой, пульсирующий, жаждущий общения. Поэт вполне мог бы представлять Землю на первой встрече с посланцами иных цивилизаций. Леонид Иванович уже разговаривал с ними, ибо большая часть стихотворений Козыря – космическая.

Но разве пространство души менее интересно? Разве оно более понятно, чем космос? На долю поэта выпали времена, когда само понятие «душа» было под запретом. И тем не менее в каждом стихотворении Козыря есть душа, даже если она не упоминается впрямую. Каждое его стихотворение одушевлено.

Зачем читателю стихи? Чтобы найти сходство с собою? Чтобы, напротив, удивиться непохожести? Чтобы поразиться умению поэта говорить от имени многих, будучи изначально одиноким? Он обречен на одиночество, и наедине со словом тоже одинок. От одиночества поэта спасает исключительно вдохновение. Ведь и любовь, по сути, разновидность вдохновения. Леонид Козырь, который основал газету творческих союзов и стал ее редактором, при выборе названия остановился именно на этом. И дал нам ключ к разгадке собственных произведений.

Свет далеких звезд и отблеск здешних открытий в равной мере волновали Леонида Ивановича Козыря. Он прислушивался к миру гораздо чаще, чем к себе. Поэт глобально мыслил и тонко чувствовал. Весьма подходящее сочетание для того, чтобы всем стихотворным формам предпочесть самую краткую – строфу.

Некоторые прозаики полагают, что поэту значительно легче работать – можно спрятаться за рифмой, отдаться ритму, не заботясь о том, куда вынесет волна. В строфе (иногда двустишии!), эквивалентной вдоху или выдоху, концентрация мысли и чувства такова, что сразу очевидна сила или слабость автора. Козырь – масштабный поэт.

Строфы Леонид Иванович включал во многие свои книги. Теперь они собраны вместе. Лепесток дает представление о цветке, но лучше разглядывать его в тесном и естественном окружении собратьев – контекст высвечивает индивидуальность элемента. Семь разделов «Строф» – семь лепестков.

«Обязанность» – первый и максимальный по количеству строф раздел, наверное, потому, что обязанностей у Леонида Козыря множество. Варьируясь, они создают объемную структуру, в которой ценность черного хлеба не отменяет значимости радуги. Главная обязанность поэта – неустанный поиск сути. Простое и сложное запросто меняются местами, а древние греки и люди будущего одинаково родные.

 

СНАЧАЛА И ПОТОМ

Всерьез едва ли думаем о том,

а ежели и думаем, то – редко:

сначала мы потомки, а потом,

спустя десятки, сотни лет, – мы предки…

 

В «Разлете звезд» всего двадцать стихотворений. Центральная тема очевидна, хотя она по праву присутствует во всех разделах. Похвалим составителя Ирину Александровну Кузьминову – получилась миниатюрная книжка о Вселенной.

 

СИГНАЛЫ

Боясь, чтобы тоска не доконала,

иль вправду одиночества боясь,

мы посылаем мысли, как сигналы,

в пространства, окружающие нас.

 

Третий раздел «Ночная тишина» не намного превышает второй. Тишина – не отсутствие звуков, а обилие их. В хаосе – гармония, в суете – статика. Мгновенность жизни – вызов бесконечности небытия.

 

ПОВТОРЕНИЕ

Заведомо со всеми повторюсь,

подобье судеб этому причина:

на свет явлюсь, помыкаюсь, влюблюсь…

Остепенюсь. Опомнюсь. Опочину.

 

В «Женских лицах» не только о милых. Там о поэтах, поэзии, жизни…

                         

РОДНИК

Я, показалось мне, проник

в таинственное что-то

и понял, почему родник

возник в тиши, как нота.

 

Пятый раздел – «Перелетные птицы». Травинка подбегает к человеку, а поэт раздаривает грядущее, нарезанное ломтями. Берите, не стесняйтесь, ведь не всякий так щедр!

 

КОЛОС

Светает. Колос каждой остью

как бы прокалывает свет

и силу пьет, которой просто

в других мирах, должно быть, нет.

 

«Понадобилась жизнь». Одно из стихотворений раздела датировано 1959 годом. Молодой поэт о вечном. А в последний год жизни отповедь лже-заботникам: не радуйтесь, не скоро я умру – нельзя поэту умирать, пока так много гадости на свете. Леонид Иванович славился добрыми делами: кроме Смоленского отделения Союза российских писателей и газеты «Вдохновение», создал еще Фонд милосердия и здоровья. И до сих пор продолжает вытеснять мерзость – стихами.

 

ДУША

 

Душа растет, себя даря,

становится все шире,

и вот ей тесно – несмотря

на бесконечность мира.

 

Заключительный раздел «Врачующая душу» содержит вывод о том, что излечить душу может лишь поэзия. И пусть кто-то рациональный считает это заблуждением, Козырь имеет право на такое утверждение – выстраданное становится истинным. Все строфы Леонида Ивановича Козыря выстраданы, выкристаллизованы, и, несомненно, многие из них – это маленькие шедевры большого поэта.

Семь лепестков – семь разделов – семь книг. Семь книг в одном томе. Надо вчитаться, вглядеться, вслушаться. Не на ходу, а раздумчиво, не спеша, дабы осознать каждую мысль и прочувствовать каждое слово, пережить вместе с поэтом изумление и восторг, сомнение и надежду, печаль и счастье.