Елена Орлова

 

 

 

ИЗ СБОРНИКА «ПОВЕЧЕРИЕ»

 

ИЗБОРСК

 

1.

... и пусть мне Богом не дано летать,

как этой птице, что кружит над головой,

но я ей не завидую: отсюда,

с высокого холма, я вижу то же,

что и она – бескрайние поля,

леса, долины, горизонт, – передо мною

моя земля, моя святая Русь,

и это небо вечное над нею…

 

2.

... и камни древней крепости.

Дожди, ветра, столетья,

медленно и методично

превращают их в прах.

Трава, взлелеянная солнцем

у подножья полуразрушенных башен,

густа и зелена – она растёт на земле,

обильно политой кровью тех,

кого не защитили кресты на пряслах –

безымянных защитников порубежья,

чья смерть не была напрасной.

Из года в год, из века в век

скорбит и плачет о них мать-земля,

исторгая прозрачные родниковые слёзы

из Журавьей горы. Живая вода

сладка и студёна, и в каждом глотке –

память о прошлом и светлая вера в грядущее...

 

                                                                                 

Рок-н-ролл на «х»tc "Рок-н-ролл на «х»"

Ход времён – стук метронома в Господней руке,

стук сердец – не в такт, не в лад, вразнобой.

Хром небес отливает сталью – дело к войне,

но всадники Апокалипсиса разучились трубить отбой.

Хор хулы и хвалы привычно нестроен,

и тот, кто не любит фальши, многозначительно молчит.

Хворь души не лечится целебным настоем –

блаженны лишь те, у кого она не болит.

 

Храм переполнен, все ждут начала,

но кто-то успел понять, что это – конец.

Хлам поднялся в цене, души – мельчают

в этом мире, где каждый – потенциальный мертвец.

 

Хлев – органичное состояние душ и умов,

нашедших вместо Эдема кромешный ад.

Хрип, перешедший в стон – эхо наших кошмарных снов:

мы все ушли в Сумрак и забыли дорогу назад.

 

 

 

* * *

                                               В. Л.

... сермяжная душонка распашонка

и каждый норовит просунуть палец

а кто-то пятерню поковырять

и ухватить побольше про запас

не слыша крика и не видя боли

в доверчивых испуганных глазах

пока не поздно двери на засов

зашторить окна погасить светильник

ночною птицей пялиться во тьму

и слепнуть от полуденного солнца

пытаясь угадать куда ведут

истёртые от времени ступени

какая разница в итоге всё едино

кабак палата келья эшафот...

 

... погост...

 

 

* * *

Впрок отоварили – жизнь подарили.

Досталась даром, трать без оглядки,

но рано иль поздно всё равно спросишь:

сколько осталось?

Никто не знает. Кроме двоих,

но они промолчат.

Один улыбаясь посмотрит сверху –

что поделаешь, если дитя неразумно?

В узких звериных зрачках другого

усталость и равнодушие –

так в микроскоп смотрят микробиологи,

от скуки наблюдая за инфузорией,

изученной ещё в средней школе.

 

 

* * *

Что видел Ты, Создатель мой, когда

перед Тобою простиралась бездна,

недостижимая, непостижимая никем,

кроме Тебя? В клубящихся пустотах,

вне бытия, пространства и времён

Ты видел чистоту и совершенство

благого замысла – природу, и людей,

и множество животных, сотворённых

Тобой для счастья, радости и неги?..

Или звериный лик того, кто надругался

над замыслом Твоим и научил

безгрешных тварей пожирать друг друга,

страданьями своими насыщая

его утробу?.. Что теперь Ты видишь,

когда глядишь на нас? – Всё ту же бездну

в людских сердцах, всё ту же пустоту,

всё ту же бесноватую толпу,

чей крик истошный всё ещё звучит,

как эхо, потрясая мирозданье,

из глубины веков: «Распни его! Распни!»

 

 

 

ИЗ НОВЫХ СТИХОВ

 

* * *

Если Муза сегодня больна,

ты уже не поэт,

ты – безвестный стахановец,

но домны давно остыли,

и тонны проржавелого ямба

лежат на столе бесформенной грудой

ненужного металлолома;

ты – схимник унылый,

перебирающий чётки истёртых рифм

в бессильной молитве,

или мрачный прозектор,

препарирующий слова:

вот префикс, вот флексия, вот основа,

но тебе не дано угадать,

что же там, под невидимой оболочкой? –

Увы, только жалкий скелетик фонемы,

рыбьей костью царапающий гортань,

онемевшую от беззвучного крика,

и в тёмных глубинах семантики

не шевельнётся, не засияет и не озарит

ничто, кроме жирной и липкой капли

сиротства, стекающего с пера,

и лист бумаги – неподвижный, немой, неживой

будет бледно сереть на столе,

как простыня в мертвецкой,

если Муза сегодня больна.

 

 

Выбор

Боль, души моей давнюю спутницу,

оберну, точно в саван,

в тёмный кокон отчаянья и бессилья

и спрячу подальше от глаз.

Там, в уголке-закутке,

в темноте, немоте, пустоте

тихо вызреет НЕЧТО.

Оно будет таким, каким я пожелаю:

прекрасным и хрупким цветком,

что с рассветом протянет доверчиво

многоцветье своих лепестков

к солнцу, к ласке и к людям,

и неизбежно умрёт на закате;

или хищным чудовищем,

ненасытным и злобным,

что изгложет меня изнутри...

 

Что же выбрать?

 

                       

 

ИЗ ОСЕННЕЙ ТЕТРАДИ

 

 

* * *

Осень, заглядывая в мою тетрадь,

с видом опытного редактора правит строчки,

без сожаления вычёркивая слова

и оставляя лишь многоточия...

 

                                  

 

Старый сад

 

Старый сад, – мой ровесник,

незаметно для глаз умирает:

облетает, затихает,

сиротеет без птичьих песен,

но силы

ещё теплятся в жилах,

и лопата ещё остра,

и я с упорством,

достойным вольтеровского Кандида,

возделываю мой сад,

копая землю так,

будто хочу похоронить своё

прошлое, хотя знаю:

по весне земля всё равно прорастёт

неистребимыми сорняками –

наверняка.

И я копаю,

будто играю

в догонялки со смертью,

и упиваюсь

собственным мужеством.

 

 

Натюрморт

 

Цветовые оттенки осени –

едкий кадмий, золотистая охра

и пронзительный ультрамарин.

Произвольно мешаю краски

и рисую то, что ещё не мертво,

но уже где-то на грани:

пёструю линию

медленно увядающей жизни,

плавно переходящую

в едва различимый пунктир –

неизбежный конец, в котором

так легко угадать

робкий зародыш начала...

 

                                  

* * *

Осень

мне снова подносит

золочёную чашу скорбей.

Ни о чём не прошу – не смею;

молча пью эту тёмную жижу – до дна,

до оскомины,

постигая, как аксиому:

где бы я ни была,

с кем бы я ни была,

я – одна.