Виктор Петров

 

 

 

 

ИЗ ЗАКОУЛКОВ ПАМЯТИ

 

И вот – назвали пожилою.

А я и вправду пожила.

Р. Ипатова

 

В партком поступило групповое письмо с различными претензиями к проректору Ш. Была создана комиссия. Пришла пора ее заслушать. Выступает доцент-философ И.: „Мне было поручено самое трудное. Разобраться, были ли у Ш. левые любовные приключения. И вот что я скажу: либо ничего не было, либо все довольны…“.

 

*

Проверяют кафедру истории. К ветерану кафедры доценту К. (к бабе Паше, по-студенчески) идет на лекцию молодая приезжая доцентша. Баба Паша, приобнимая гостью, шепчет: „Дочушь, не погуби! Полтора года до пенсии осталось“.

 

*

В послевоенной деревне для борьбы с крысами в сенцах и кладовках ставили капканы. Однажды прибегает соседская шестилетняя девочка с новостью про свою младшую сестру: „Помогите, наша Катя в компанию попала!“.

 

*

Студенты физмата, вернувшись с осенней уборочной страды, подготовили для стенгазеты такое стихотворение:

 

Еще меня деревня не забыла,

Еще лежит на мне ее печать.

Пока что краснотал от чернобыла

Умею и в потемках различать.

 

Пока еще трамвайная запарка

Не стерла с рук моих тепло родимых кляч.

Пока смогу в проезжем зоопарке

Кобылу Пржевальского запрячь.

 

Пока еще мои ладони грубы:

Погладишь девку – ссадины на ней.

Пока еще не все мне девки любы,

А только те, что с виду поплотней.

 

Эти замечательные стихи я помню (может быть, и неточно, может быть, и не все) вот уже лет тридцать. Сочинил их, кажется, Алексей Персиянцев. Но они не увидели света. Партбюро их признало аполитичными.

*

В санатории-профилактории университета доцент М. с возмущением обращается к главврачу: „А почему это как мне, так престариум, а как профессору, так нестарид?“

 

*

Нарисовав (в исключительных случаях) от руки на доске окружность, профессор-геометр Б. И. Аргунов приговаривал:

– Это, извините за выражение, окружность.

 

*

На учебной базе университета санитарный врач указывает начальнику практики на заросли крапивы вокруг туалетов. Начальник, доцент кафедры зоологии, обороняется:

– Эти заросли нельзя трогать, они заповедные, в них гнездо кукушки.

 

*

Преподаватель математического анализа Мария Борисовна Козлова (да, да, сестра ректора мединститута) предсказала мое будущее. Когда я был деканом физмата, она мне как-то сказала: „Не знаю, назначат ли Вас когда-нибудь ректором, но первым проректором Вы будете точно“.

И лет через пять я стал первым проректором. А ректором бы не назначили. Но ректоров стали избирать.

 

*

Я вырос во льну. Его поля голубели кругом. Лен теребили (выдергивали), вязали, молотили, стелили, поднимали, сушили – получалась льнотреста. Ее везли в соседнюю деревню, на льнозавод. Но десяток-другой снопов давали и колхозникам. Они ее трепали, чесали, пряли, красили и, наконец, ткали. Ткацкий станок устанавливался зимой на одну-две недели и занимал половину избы. С него сходили грубые домотканые полотна в клеточку и полосочку, которые служили простынями.

 

*

Доцент кафедры марксизма-ленинизма написал докторскую диссертацию о потрясающей полезности совнархозов. Накануне защиты совнархозы вдруг взяли и ликвидировали. Доцент недолго пребывал в стрессе. Через год защитил диссертацию, где обосновал полную никчемность совнархозов.

 

*

Студентка-заочница проходит педпрактику в отдаленной сельской школе. Приехавший к ней на урок преподаватель института с ужасом замечает, что она неправильно складывает дроби. На следующем уроке студентка бодро заявляет:

– Знаете, ребята, у нас на прошлом уроке был Иван Иванович. Так он сказал, что в Смоленске дроби складывают уже по-новому.

*

Летом во время грозы бабушка всякий раз одевала меня в пальтишко и обувала в валенки, приговаривая:

– Случись пожар, в чем есть выскочим. Куда потом идти? А одетыми мы и под кустом переночуем.

 

*

Начальница пионерского лагеря Т. Р., где я служу старшим пионервожатым, выплывает в воскресенье к заполнившим территорию лагеря родителям:

– Мамочки наши дорогие, смотрите, смотрите, как у нас хорошо вашим деточкам.

Проплыв мимо них, она набрасывается на меня:

– Витя, чтоб я через полчаса здесь ни одной матки не видела.

 

*

Пионерский лагерь «Пищевик», где я проходил практику, часто посещал его «хозяин» – председатель обкома профсоюза пищевиков. Бывал он и на наших педсоветах, нередко давал дельные советы. А наша начальница свое выступление в таких случаях начинала непременно словами:  „Как бы в продолжение мыслей Ивана Филипповича...“.

 

*

Замдекана Ф. проводил «чистый четверг» для студентов-прогульщиков. Каждый студент из довольно длинной очереди, подойдя к его столу, должен был объяснить причины своих прогулов и получить либо прощение, либо наказание:

– Так, Иванова, почему три дня прогуляла?

– У меня дедушка умер.

– Так, прекрасно! Следующий!

 

*

Преподаватель истории КПСС, бывшая совсем недавно парторгом МТС (это не мобильные телесистемы, а машинно-тракторная станция), поставив на семинаре вопрос и стимулируя к ответу добровольцев, вопрошала:

– Ну, где тут мои пердовики?

 

*

Переехав наконец-то из общежития в только что построенный дом, я обнаружил, что телефон мне не достался. Переходя со своей проблемой из кабинета в кабинет, я добрался до самого главного (областного!) телефонного начальника, который по-отечески терпеливо и как можно популярнее объяснил тщетность моих притязаний:

– Вы же математик! Вы же способны понять, что в вашем доме выбрана мощность всего кабеля. Вам придется подождать нового кабелирования.

– Вы, правда, математик? – спросила уже в приемной начальника слышавшая этот разговор секретарша. – А контрольную по высшей математике Вы можете сделать?

Услышав мой равнодушный утвердительный ответ, заочница технического вуза вдруг взяла и решила неразрешимую техническую задачу:

– Завтра в 10 будьте дома. К вам придут ставить телефон.

И поставили.

 

*

Ректор с парторгом уже подъезжали к нашей учебной базе, как вдруг из приозерной рощи на дорогу вышли явно «отдохнувшие» секретарь местного райкома Ш. и один из руководителей области Ф. Остановившись и поздоровавшись, ректор предлагает начальству отобедать с нами и посетить нашу баньку. Глава района выражает всем видом полную готовность, но «подголовок» области решает, что эта компания ему не по рангу, и строго так отвечает:

– Никак нельзя. У нас посевная.

*

Бывало, только приякоришь лодку да забросишь удочки на озере Рытом, как на берегу появляются милиционеры и настойчиво просят уплыть на другой берег – здесь будет «слет». А слеталась сюда районная партийная знать с какими-нибудь областными гостями.

Сейчас – другое дело. Не гоняют рыбаков милиционеры. Рыбаков там просто нет. Прибрежная зона «слетов» обнесена высоченным забором. Прихватизировали...

 

*

В конце сороковых в деревнях не было клубов и молодежь с окрестных деревень стекалась на так называемый пятачок на пригорке у железной дороги. Это был просто утрамбованный ногами земляной квадрат с лавками по периметру. Здесь плясали и пели под гармошку частушки:

 

Девочки, девчоночки,

не будьте гордоватыми,

любите раненых ребят –

они не виноватые.

 

Самолет летит

кверху дыркою.

Клавдя Ручкина –

бригадиркою.

 

 

*

– Я знаю юбиляра с 1967 года. В это время я завершил работу над первой своей фундаментальной монографией. Особенно близок стал мне наш замечательный юбиляр в годы моей работы над знаменитой книгой, .. – проникновенно и с большим волнением выступает профессор А. на юбилее у профессора Б.

 

*

Начало ноября. Выпал первый снежок. С удивлением наблюдаю, как моя соседка по даче профессор С. задумчиво ходит по огороду с лопатой в руке. Увидев меня, молвит:

– Где-то здесь должна быть картошка. Не пора ли ее выкопать?

 

*

Дед Архип очень любил песни в исполнении Руслановой. Обычно он подсаживался к патефону (с механическим заводом) и говорил: «Заведи-ка мне хор Русланских».

 

*

На крошечный университетский пляжик на озере Чистик нашим профессорам-доцентам в жаркие дни уже и не пробиться. Плавают новые русские со своими собаками. На замечание одной нашей смелой, что дети ведь здесь купаются, был ответ: «А вы думаете, что ваши дети чище наших собак?»

 

*

– Поедешь в Министерство к Колыхаловой. У нее в углу свалены отчеты вузов. Прошуруешь их, – напутствовал ректор первого проректора, – и составишь наш отчет, да так, чтоб Колыхалова в нашу сторону заколыхалась.

 

*

– Преподаватель прекрасно владеет материалом и умеет его интересно преподнести, – анализирует лекцию доцента С. профессор П., – и это порождает у него такую самоуверенность, что сегодняшнюю лекцию можно признать только неудовлетворительной и совершенно бесполезной.

 

*

Очереди были везде, в том числе и на вступление в КПСС. С другой стороны, был и план пополнения рядов. Но не за счет гнилой интеллигенции из профессоров и доцентов (хотя желающих среди них было немало!), а за счет здорового ядра – рабочего класса.

– А где же найти рабочий класс в пединституте?

– А вдруг у вас есть не совсем спившийся слесарь? Или проработавшая больше года и что-нибудь убирающая уборщица?

– А как я их через парткомиссию проведу, где ветераны партии по истории КПСС гоняют?

– А у них будут не Брежнева, а свою биографию спрашивать.

 

*

Вероятно, мне ещё совсем мало лет. Я путаюсь под ногами у женщин, стогующих сено. Скучно и очень жарко. Я ною:

– Есть хо-чу-у...

– Разевай рот – я вскочу, – отвечает мне кто-то, пробегая с копешкой сена на вилах.

Я меняю репертуар:

– Хочу пи-и-ть...

– А в попе не сопить? – тотчас же слышу в ответ.

Я пускаю в ход последнее оружие – начинаю реветь. Но и это не производит должного впечатления:

– Плачешь? Плачь, плачь! Побольше поплачешь – поменьше пописаешь.

 

*

В учебнике по психологии нашего профессора С. отмечается своеобразное воображение студента, сказавшего, что кентавр состоит из конины и человечины. И здесь же автор поясняет, что «в реальности (!) у кентавра голова человека и туловище лошади». И чего только ни повидал профессор!

 

*

То и дело слышишь: «У меня два высших образования!». Может быть, два диплома?

 

*

Областное цензурное управление называлось интеллигентно: «Обллит». Много глупостей там делалось. Особенно меня умилял поиск диверсии в математических формулах, при этом требовалось дать справку, что в твоей статье не содержится никаких научных открытий (?!). И все же...

Много слез было пролито

на пороге обллита.

Сгинул, канул обллит –

весь народ мочой облит.

 

*

Сувенир к юбилею поэта И. друзья решили украсить его стихотворением. Самым своим любимым, как они сказали. Вручая подарок, они зачитали это стихотворение и … ошеломленный поэт услышал не свой (опубликованный даже в школьной хрестоматии) шедевр, а известную пародию П. на него. Скандала не было – умный человек И. Друзей простил (они ведь ценят И. совсем не за стихи!), а сувенир передарил пародисту.

 

*

Доцент С. самокритично так на открытой лекции и говорит студентам: «Я не требую записывать, так как этот ширпотреб есть во всех учебниках».

 

*

Как-то вроде и неудобно вспоминать такое, но ведь из песни слова не выкинешь. В начале 80-х была какая-то волна гастролей знаменитых артистов не просто в город, а в трудовые коллективы. Выдающиеся артисты выступали и на институтской сцене. Но в каком виде, после какой мертвецкой пьянки их к нам приводили! И что они вытворяли!

Всенародно любимый популярнейший артист кино Л. смешил студентов и профессоров тем, что четвертинку водки пытался засунуть вместо кармана в ширинку. Особая интрига для публики была в том, чтобы понять, играет он это или действительно пытается спрятать бутылку.

 

*

– Кто казнил Людовика? – риторически вопрошает профессор К. на лекции. – Парламент! А вот Александра II мы с вами сами убиваем.

 

*

Я попросил мастеров сделать крылечко к моему дачному домику.

– Что же у вас, ребята, крылечко получилось такое халтурное?

– Дачный вариант. В полном соответствии с самим «зданием».

– Хороший хозяин таких мастеров и на порог не пустит.

– У хороших хозяев и дач таких нет...

 

*

Я первый раз провожу распределение студентов в качестве декана. По школам, престижность которых определялась исключительно присутствием на карте Смоленской области. И вдруг вижу: Вязьма-Брянская. Соображаю, что одна из лучших студенток – В. П. – из Вязьмы. И предлагаю ей эту школу.

Мне подсказывают сверху, что мой вариант невозможен, так как у этой школы в списках уже напечатана на машинке (!) нужная фамилия. И если я не направлю туда помеченную двоечницу, вакансия эта будет вообще снята. Но я решил, что Болвановская школа, отсутствующая на карте, от В. все равно не уйдет, и будь что будет.

Что же было? Самое невероятное. В школе приняли В. Проработала она там, правда, недолго. Очень скоро она оказалась уже в обкоме комсомола, а много лет спустя и заведующей отделом образования, Вяземским.

 

*

«На Калугу, на Вязьму ли все стучат поезда», – написала поэтесса Любовь Стеклова про мою деревню. Железная дорога не только связывала с внешним миром – она служила и часами:

– Вон и двухчасовой прошел. Пора корову доить.

– К вечернему товарняку надо обязательно успеть с сеном.

 

*

Мы с другом М. готовимся к экзамену по теории множеств. Предмет нам кажется настолько увлекательным и красивым, что М., прекрасно зная, что нас ждет после института сельская восьмилетка, высказывает вдруг совершенно фантастическое желание: «Эх, попреподавать бы когда-нибудь этот предмет!»

Каких чудес не бывает в жизни! Мы оба стали преподавателями вузов, причем я уже много лет (с растущим удовольствием) преподаю именно этот предмет.

 

 

 

 

«Все отрежу недужное в жизни»

 

Зубоскалины

на мотивы пятого номера альманаха

«Под часами»

(курсив принадлежит первоисточнику)

 

 

 

 

Раисе Ипатовой

 

...четвертушки –

Не чекушки-четвертинки,

А понятные картинки.

 

Села в поезд стоя. Надо.

За окном сорняк люпин,

мусор, озеро, где стадо

загорающих машин.

 

Прёт люпин с времен Хрущева.

В поезд лезем без платформ.

Мусор всюду как основа

перестроечных реформ.

 

Всё в Микулине пропето.

Хлам вдоль озера, пеньки.

И не радуют поэта

даже толстые линьки.

  

Владимиру Макаренкову

 

Но знаю я, что, если встану,

В окошко суну с головой...

 

Не знаю я, кого намедни

в окошко сунул с головой.

За ним и я лез? Что за бредни!

Мне рановато в мир второй.

 

Неужто я (ну если встану)

в окошко сунусь головой?

Эх! Всё от третьего стакану,

что между первой и второй.

 

  

Елене Орловой

 

...молча пью эту темную жижу – до дна,

до оскомины,

постигая как аксиому...

 Вместо «Квинта» пью темную жижу

с этикеткой игривой «Тасол».

Переваривается, как теорема.

Дрожь, оскомина, цыпки, икота,

«Красный Крест»...

...Неужели погост?

  

Зеану Кагану

 

Приближаются вновь неуклонно

черно-белые дни –

мимо запертых окон вагонных.

 

Рецидивы стихов так влекут!

И хотя я себя укрощаю,

озаренья так брызжут и прут –

мимо к дому, где я проживаю.