Макаренков Александр Олегович

 

На главную  Книги

 

 

О ВЫСТАВКЕ КНИЖНОЙ ГРАФИКИ, ПРОШЕДШЕЙ В СМОЛЕНСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГАЛЕРЕЕ

 

 

26 марта – 26 апреля 1999 г.

Имя Александра Макаренкова известно многим в Смоленске и за его пределами. Одни знают его как представителя жанра авторской песни, другие – как интересного поэта и прозаика, третьи часто встречают его статьи в местной прессе. Но не каждому известно, что первое призвание Макаренкова – изобразительное искусство, а начало творческого пути, освоение законов мастерства – годы учебы на художественно-графическом факультете Смоленского государственного педагогического института.

Итак, еще одна грань дарования Макаренкова – графика, еще одно серьезное увлечение – иллюстрация. Отсюда активное сотрудничество с многими книжными издательствами Смоленска и других городов России. Среди них: «ТРАСТ-ИМАКОМ», «Русич» (г. Смоленск), «Аурика», «МиК», «Скрин», «Богородский печатник» (г. Москва) и др.

Специфика иллюстрации заключается в том, что литературное произведение появляется, как правило, раньше, чем его изобразительная интерпретация. Художник должен обладать жизненным опытом, образным мышлением, способностью пропускать через себя созданное писателем. Только в этом случае будет решена одна из важнейших задач, стоящих перед художником-иллюстратором – не только оживить содержание книги, но и способствовать его пониманию. В этом отношении книжная графика Макаренкова очень показательна.

Сложные психологические коллизии, переживаемые героями рассказов и повестей Владимира Помещика («Поля проигранных сражений»), словно обретают второе дыхание в динамичных, местами трепетных, местами взволнованных иллюстрациях Макаренкова. Используя рисунок пером в качестве основного приема, а так же контрасты черного и белого, Макаренков выделяет из текста отдельные яркие эпизоды и, группируя их вместе, пытается донести до читателя суть, зерно рассказа или повести. Иллюстрации напоминают калейдоскоп мелькающих перед глазами действующих лиц, событий, ситуаций. Возникает желание не просто ознакомиться с содержанием литературного произведения, а попытаться вникнуть, проанализировать, распутать жизненный клубок обстоятельств, которыми писатель окружает своих героев.

Совсем иначе Макаренков подходит к работе над иллюстрациями к древнегреческим мифам. Здесь господствует четкость линий, ясность и гармония формы, лаконичность графического языка – все, что характеризует античную культуру и искусство.

Представляет интерес оформление художником обложек серии изданий «Сказка. Миф. Легенда». Здесь немаловажная роль отведена цвету, так как яркая, броская обложка нередко становится визитной карточкой книги.

Но не меньшее значение Макаренков придает раскрытию содержания посредством конкретности литературных образов и рационально решенной композиции.

Невероятно притягателен мир иллюстраций художника к сказкам Г.Х. Андерсена. Каждая сказка – особое, поистине микрокосмическое восприятие мира, и Макаренков не просто следует содержанию, а погружает читателя в этот мир, звучащий, поющий разными волшебными голосами, которые уловил сам художник. Сказка словно врывается в наше сознание посредством ярких звучных красок и причудливых персонажей. Этому же способствует удачно обыгранное место для текста в виде пришпиленного кнопками листа с похожими на бахрому «старости» краями или белоснежных занавесок – таинственно колышущихся от легкого дуновения ветерка. Таким образом, в фантастическом пейзаже и обстановке, образах героев, ярком многообразии цветового решения чувствуется дыхание сказки, переданное средствами, взятыми у сказки и присущими ей.

Творческая индивидуальность художника особенно хорошо видна в работе над иллюстрациями к собственным произведениям. В этом случае иллюстрация не только является проводником в раскрытии содержания, но и дополняет, расширяет, дает почувствовать присутствие самого автора и его отношение к происходящему.

Настоящая выставка не первая для А. Макаренкова. Он принимал неоднократное участие в выставках молодых художников Смоленщины, отчетных выставках Смоленского отделения Союза художников России «Осень-97» и «Осеь-98», а так же в выставках Смоленского музея-заповедника «Символика небесных светил», «Книжная графика». За плечами А. Макаренкова и пять персональных выставок, состоявшихся в Смоленске, Великих Луках, г. Черноголовка Московской области, Могилеве (Беларусь). Однако особенность этой выставки заключается в том, что в экспозиции впервые представлена возможность смоленскому зрителю глубже познакомиться с творчеством А. Макаренкова –  иллюстратора и открыть для себя сложный, неоднозначный мир книжной графики художника.

Ольга Алексеева, искусствовед.